Красноярский край. Норильск.Норильский Заполярный театр драмы им. В.Маяковского

Официальная дата открытия норильского Заполярного театра – 6 ноября 1941 года.

Назвали его по аналогии с первым Заполярным театром, созданным по приказу политуправления Главсевморпути в 1936 году в г. Игарке.

История творческого коллектива начиналась в 1941 г. в сталинских лагерях на Таймырском полуострове. Это была, пожалуй, самая театральная ЗОНА в мире, поскольку почти в каждом лагерном отделении создавалась своя труппа, полупрофессиональная по статусу, но с первоклассными мастерами из обеих столиц. О декорациях, костюмах, постановках того времени ходят легенды.

 [more=Читать далее]Здесь отбывал срок Лев Гумилев, лагерным театральным художником была Ольга Бенуа, играли Евдокия Урусова (урожденная княгиня, актриса театра им. Ермоловой), Виталий Головин (сын певца Большого театра, обвиненный в убийстве Зинаиды Райх), Георгий Жженов, Иннокентий Смоктуновский... Сюда сослали в полном составе Львовскую хоровую капеллу... В лагерных клубах скрипач Корецкий играл Равеля и Паганини, Сарасате и Баха, лагерным... джазом руководил композитор Кайдан-Дешкин (автор знаменитого пионерского гимна), а среди музыкантов — имя, например, Ивана Бачеева, ударника из оркестра Цфасмана, ассистента художественного руководителя Госджаза Кнушевицкого...

По воспоминаниям первого директора 2 – го Заполярного, Григория Александровича Бороденко, театр создавался на условиях антрепризы. Часть труппы составляли заключённые Норильлага, другую – привезённые по Енисею актёры из первого Заполярного. Играли сначала в столовой для заключённых, позднее – в приспособленном под театр помещении. В первом сезоне поставили “Хозяйку гостиницы” Гольдони, “Жди меня” Симонова, “Позднюю любовь” Островского и лирическую комедию “Сады цветут” Масса и Куличенко.

По воспоминаниям Бороденко, последний спектакль так понравился публике, что его играли несколько сезонов подряд. А вообще репертуар театра пополнялся ежемесячно. Одной из первых на сцене Норильского Заполярного была поставлена пьеса Островского “Без вины виноватые”. Написанное на куске полотна и вывешенное на стене барака, название это как бы вобрало в себя и боль, и протест, и возможность хоть как — то ответить системе за унижение, за растоптанное человеческое достоинство. В то время за выбор подобного репертуара вся труппа могла поплатиться жизнью . . . Таким было начало. А потом ещё сотни премьер уже в новых помещениях – в клубе горняков на улице Горной, здании театра по ул. Севастопольской, 20.

Профессиональный театр развивался особым норильским способом: кого-то из артистов-заключенных лагерная администрация "отмечала", а дирекция театра помогала в освобождении из зоны. Таким образом, искусство (и в буквальном, и в переносном смыслах) стало способом освобождения.
В 1987 году театр переехал на Ленинский проспект, и теперь площадь, на которую выходит фасад здания, называется Театральной. Долгие годы коллективом театра руководили, заслуженный артист РСФСР Е. Л. Гельфанд, заслуженный деятель искусств РСФСР Л. С. Белявский. Последние 10 лет театр возглавляет заслуженный деятель искусств РФ А. М. Зыков.

Среди звёзд Норильской сцены первого двадцатилетия – заслуженные и народные артисты РСФСР: Елена Юровская, Эда Урусова, Георгий Жжёнов, Иннокентий Смоктуновский, Всеволод Лукьянов, Виталий Головин, Александра Щеголева.

Сегодня в труппе Норильского Заполярного звания “Заслуженный артист РФ” удостоены актёры Ирина Афанасьева, Василий Решетников, Нина Валенская.

На гастрольной карте Норильского Заполярного театра – Пермь, Новгород, Омск, Челябинск, Красноярск, Магнитогорск, Ленинград, Вильнюс, Кемерово, Новосибирск, Воркута, Ухта, Сыктывкар, Абакан, Дудинка, Игарка, Енисейск, Тверь, Москва.

В июле 1997 года, во время проведения Дней Норильской культуры в Москве, труппа Норильского драмтеатра на сцене МХАТ им. А. П. Чехова показывала спектакль “Как Иван Чонкин самолёт сторожил”. На представлении присутствовали авторы пьес В. Войнович, Г. Горин, Ю. Ким. Постановка получила высокую оценку зрителей и критиков.

Норильская "Маяковка" — современный театр сатиры. Его постановки отличаются жесткостью гротескной формы и четкостью стилистики, есть свои тема и конфликт.

Сейчас это один из лучших театров в Красноярском крае. Начиная с 1996 года спектакл
и Норильского Заполярного театра драмы становятся неизменными лауреатами краевых фестивалей: 1996г. – "Как солдат Иван Чонкин самолет сторожил" (5 номинаций); 1997г. – "Чума на оба ваши дома" (5 номинаций); 1998г. – "Недоросль"; 1999г. – "Любоff"; 2000 г. – "Домик в Коломне" (4 номинации), "Веер леди Уиндермир" ( 2 номинации); "Принцесса Аннета"; 2001г. – "Школа с театральным уклоном" (3 номинации, премия Губернатора Красноярского края А.И. Лебедя); 2002г. – "Сильвия" ( 4 номинации); "Шут Балакирев" (4 номинации); театр награжден дипломом Законодательного собрания Красноярского края и знаком Законодательного собрания Красноярского края "ПРИЗНАНИЕ".

Норильская "Маяковка" постоянно участвует в российских театральных фестивалях завоевывая призы и награды. В 2003г. на фестивале "Сибирский транзит" спектакль "Школа с театральным уклоном" получил Губернаторскую премию, а артисты, занятые в нем (Л. Сорокин и С. Ребрий), стали лауреатами премии им. В. Редлих (I степени). Осенью того же года на фестивале в Ярославле театр получил премию им. Ф. Волкова Правительства РФ за вклад в развитие театрального искусства. Весной 2004 г. на IV межрегиональном фестивале "Сибирский транзит" комедия "Татарин маленький" в постановке Народного артиста России Александра Зыкова) признана "лучшим спектаклем фестиваля", актер Лаврентий Сорокин, исполнявший одну из главных ролей, получил премию им. В. Редлих (II степени).

Расширение творческих контактов, безусловно, важная составляющая художественного роста, развития. Это и было отмечено европейским международным фондом "Партнерство во имя прогресса" (штаб-квартира в Париже), вручившим в 1998 "Золотую пальму" Норильскому Заполярному театру драмы как одному из заметных явлений в культурной жизни России.

На протяжении 14 лет художественным руководителем театра является Народный артист России Александр Зыков, ученик Анатолия Эфроса и Романа Виктюка. Режиссер активно работает с талантливыми мастерами петербургской и московской школ: художниками Михаилом Мокровым и Татьяной Ногиновой (Санкт-Петербург), балетмейстером Николаем Реутовым (Театр им. В.Ф. Комиссаржевской), композиторами Леонидом Иновлоцким (Санкт- Петербург) и Александром Розенблатом (Москва). Много лет театр сотрудничал с писателем-сатириком Григорием Гориным ( поставлены спектакли по его пьесам "Поминальная молитва", "Кин-IV", "Королевские игры", "Чума на оба ваши дома", "Шут Балакирев").

Продолжаются творческие контакты с поэтом и драматургом Юлием Кимом (именно в Норильске впервые увидело свет его переложение на музыку сюжета знаменитого романа Войновича — пьеса "Как солдат Иван Чонкин самолет сторожил", поставлены спектакли по пьесам "Недоросль", "Сказка Арденнского леса", "После дождичка в четверг", "Орех-кракатук").

Запись опубликована в рубрике Обо всём. Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.