Красноярский культурно-исторический музейный комплекс

Красноярский культурно-исторический музейный комплекс

Красноярский культурно-исторический музейный комплекс

Красноярский музейный центр создавался как Красноярский филиал Центрального музея В.И. Ленина, единственный на всю Сибирь и Дальний Восток, 13-й на территории бывшего Советского Союза. От момента принятия в апреле 1979 года Постановления ЦК КПСС об организации Красноярского филиала Центрального музея Ленина до открытия музея 17 апреля 1987 года прошло восемь лет.

Срок фантастически малый, учитывая, что создан был музей практически с нуля. История музеев Ленина в нашей стране охватывает период в пятьдесят лет. Это были необычные музеи, неизвестные в общемировой практике. Главным структурным элементом была экспозиция, подчиненная строгому канону, санкционированному отделом идеологии Центрального комитета. Экспозиция Красноярского музея Ленина представляла собой результат длительной эволюции музеев данного профиля.

Художники-экспозиционеры были вынуждены работать в жестких рамках. Учитывая, что основной материал, представленный учеными, является плоскостным, художники использовали широкие технологические возможности: они задавали определенный ритм всей экспозиции, в то же время ни разу не повторившись, сделали каждый раздел в своей пластике, своем цвете, удачно нашли элементы оборудования (кассетные установки, альбомы, стенды).

От экспозиции к экспозиции постоянно менялись приемы подачи текстового и графического материала. Наряду со сложными технологическими устройствами использована была разнообразная автоматика и электроника, расширяющая возможности экспозиции. Это и вращающаяся лента «фотогазет», и карта Красноярского края, нанесенная на систему трехгранных призм, поворот которых позволяет увидеть три разные карты в одной плоскости и венчающий экспозицию полиэкран.
В построении экспозиции преобладал иллюстративный подход, идея которого сводилась к тому, чтобы насытить экспозицию программными произведениями изобразительного искусства — диорамами, макетами, живописными полотнами, скульптурой.

Такие элементы имели место в Красноярском филиале Центрального музея Ленина, но не преобладали в нем. Здесь мало диорам (всего две) «Россия второй половины XIX в» (автор — Б.Я. Коротеев) и «Ленин в Шушенском» (автор — В.А. Куликов) и макетов, почти отсутствуют живопись, скульптура. Но то, что есть, является оригинальным, выполнено в единственном экземпляре, кроме копии с картины И. Бродского «Ленин в Смольном». Это касается работ санкт-петербургских скульпторов Михайленка, Вашкевича, Горевого, фресок Татарникова и Толстого, гобеленов отца и сына Городецких, живописного полотна «Старый Красноярск» Махитарьянца, макетов Мигай. В большинстве своем скульптурные работы выполнены в бронзе.

Превалирующим элементом музея стало само экспозиционное оборудование: сложное, активное, лишенное само по себе образной нагрузки, и вместе с тем создающее образ чего-то капитального, незыблемого, построенного на века, оно напоминает скорее архитектуру, чем оборудование, и, безусловно, играет ведущую роль в экспозиции.
Не случайно поэтому посетители в своих отзывах вновь и вновь обращались к теме оборудования, которое одних восхищало, других раздражало и мешало осмысливать содержание экспозиции. Иногда звучали высказывания о том, что это была выставка экспозиционных технологий, так как впечатляет не то, что показывают, а то, как показывают.

Запись опубликована в рубрике Музеи с тэгами . Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.