Свято-Покровский кафедральный собор

Свято-Покровский кафедральный собор

Свято-Покровский кафедральный собор

Нынешний Свято-Покровский кафедральный собор был заложен в 1785 году как трехпрестольная приходская церковь. Главный престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы освящен 30 июня 1795 года (все даты приводятся по старому стилю), второй — во имя апостолов Петра и Павла 8 января 1790 года, третий — во имя Свят. Николая Чудотворца 30 сентября 1790 г. В «Кратком описании приходов Енисейской Епархии», изданном в начале прошлого века, мы находим о Покровской церкви следующее: «В храме имеется напрестольный крест с вложенными в него частицами св. мощей многих угодников Божиих.

При церкви есть библиотека, состоящая из 763 томов книг и журналов. Ежегодно совершается крестный ход, установленный в память спасения храма от пожара 18 апреля 1881 года. В приходе имеется одноклассная церковно-приходская школа на 40 человек, с попечительством при ней, четыре министерских одноклассных училища и одна школа мещанского общества. Штатный причт в приходе состоит из двух священников, одного диакона и двух псаломщиков. Жалованья от казны не положено. Имеется 519 кв. сажень усадебной земли вместе с церковным погостом. Православных жителей в приходе 578 душ мужского пола и 624 души женского пола; кроме того, в пределах прихода 40 душ раскольников, беспоповцев и 620 душ евреев, магометан и других иноверцев».

В год «великого перелома», когда в первый и последний раз Енисейское Церковно-Историко-Археологическое Общество выпустило в свет «Краткое описание приходов Енисейской Епархии», а именно в 1917 году, в городе Красноярске, имевшем тогда несравненно меньше жителей, нежели сегодня, насчитывалось 17 соборов и храмов, не считая часовен, небольших приходов и домовых церквей.

Десятилетия тяжких испытаний, каковые выпали на долю народа, репрессии и гонения, которым подверглась со стороны безбожной власти и сама Русская Православная Церковь не обошли стороной и духовную жизнь в городе на Енисее. Апофеозом в борьбе за «светлое будущее» стал акт вандализма, варварского действия по отношению к православной святыне: в 1936 году в Красноярске был взорван Богородице-Рождественский кафедральный собор, построенный именитыми красноярцами по проекту архитектора Константина Тона (автора храма Христа Спасителя в Москве).

Казалось, уже ничто не способно вернуть веру в Бога заблудшей в атеистическом сумраке человеческой душе. Но, как известно, Бог поругаем не бывает. Дорогой ценой бесчисленных жертв и невероятных усилий народ сберег свою духовность, завещанную предками.

В конце 80-х годов ХХ столетия по воле Божией в сознании людей в нашей стране произошли небывалые изменения, подвигшие иерархов во главе со Святейшим Патриархом Алексием возвысить голос Святой Церкви в защиту православных святынь и самого российского народа. В стране началось повсеместное восстановление разрушенных храмов и монастырей, открытие воскресных школ, семинарий, строительство новых соборов.

Как когда-то, во времена освоения русскими казаками Сибири, в конце ХХ века стало «вновь архиерейское прибавление потребно». И долгожданный час настал. Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 20 июля 1990 года на Красноярскую кафедру назначен Епископ Красноярский и Енисейский Антоний (Черемисов). Прибыв осенью того же года в Красноярск, Преосвященный Владыка определил Архиерейской кафедре быть в Покровском храме, а храму от сего дня именоваться Свято-Покровским кафедральным собором. Стоит отметить, что незадолго до этого храм был возвращен Русской Православной Церкви.

Запись опубликована в рубрике Святыни с тэгами , . Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.